Елена Викторовна Бакай. Психологическое сопровождение. Лайф-коучинг. Авторские семинары и тренинги. Антистрессовые релаксационные программы. Группа встреч. Динамическая группа. Женский клуб . VIP - консультирование. Выезд на дом. Skype: Psiholognadom. elenabakay@yandex.ru
Обратная связьПартнерская ссылка: http://www.b17.ru/ |
Перечень убеждений, предрасполагающих к депрессии: 1. Чтобы быть счастливым, нужно всегда добиваться успеха. 2. Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя. 3. Если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый. 4. Я не могу жить без тебя. 5. Если человек спорит со мной, значит, я не нравлюсь ему. 6. Мое человеческое достоинство зависит от того, что думают обо мне другие. |
|
ДЕПРЕССИЯ ПОСЛЕ УТРАТЫ Феноменология данной депрессии - при тяжелой утрате сильнейшее переживание смеси чувств (страха, вины, гнева и горя одновременно) и неполнота эмоционального отреагирования ситуации горя, что проявляется в стремлении в мыслях возвращаться к психотравмирующей ситуации, переживать не до конца проявленные чувства. У пациенток, потерявших мужей, феноменология депрессии определяется сдерживаемой печалью, состоящей из печали, неопределенности, кажущейся вины перед умершим, обидой на судьбу и умершего. Тревога и страхи переносятся на детей. У пациенток, потерявших детей отмечается сдерживаемая печаль в виде печали, вины, злости на судьбу, агрессивной ненависти к виновнику гибели ребенка. У одиноких пациенток похоронивших матерей, степень печали с компонентом кажущейся вины. Наблюдается нарушение сна, истощающая бессонница из-за высокой степени эмоционального напряжения, что связано с повышенной мобилизацией организма до конца завершить тяжелейшую реакцию горя. Потребность полностью проявить свои чувства блокируется у клиенток страхом травмировать своим поведением детей или в ответ на реакцию окружающих, чтобы окружающие не видели слез, так как они либо заботятся, чтобы пациентки не страдали, либо сами страдают от их слез. Так включаются механизмы контролирования незавершенного опыта В этом случае тяжелейшая ситуация горя не может быть пережита в полной мере. Так например, ситуация гибели, похорон запечатлена недостаточно четко, контакта с ней избегают большинство клиенток даже в воспоминаниях. При этом вся внутренняя энергия тратится на то, чтобы справиться с переживаемыми чувствами, которые не должны переживаться «сильно» с точки зрения окружающих. Механизмами блокирования являются: 1) интроекция («я должна быть сильной, я должна крепиться, дети не должны видеть моих слез»); 2) проекция («мои слезы доставляют страдания другим»); 3) ретрофлексия («мне надо сдерживаться, крепиться). Всеми этими механизмы не позволяют клиенткам в полной мере пережить всю глубину своего острого горя. Во время приёма клиентке дается возможность в полной степени пережить и проявить до конца всю тяжесть и глубину своего горя. На этой стадии консультирования клиентки испытывают полное эмоциональное облегчение, возвращаются к полному присутствию в настоящем. Восстанавливается полный контакт, происходит принятие всей тяжести потери. Исчезают сдерживаемая печаль, навязчивые воспоминания, повторение переживаний, нарушение сна, боль воспоминаний, явления дереализации. После эмоционального отреагирования, восстановления контакта и принятия ситуации со всей ее тяжестью симптоматика полностью редуцируется, клиентки осознают смысл своего существования в настоящем, переключаются на текущие заботы, открывают для себя перспективы и новый смысл жизни. Таким образо, работа горя завершена, когда тот, кто пережил утрату вновь способен вести нормальную жизнь, он адаптивен и чувствует это, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера. Психология переживания утраты детьмиСпособность ребенка понимать само понятие смерти меняется с возрастом. До двух или трех лет дети, утратившие важную фигуру в своей жизни просто чувствуют, что что-то утрачено. Горе взрослого включает в себя освобождение от психического двойника утраченного другого. Но у ребенка в этом возрасте еще не сформировано постоянство объекта, у него будет создан фантазийный образ утраченного человека и будет пытаться сохранять его. В возрасте двух -пяти лет ребенок может быть способным кое-что понять о смерти с помощью взрослого просто потому, что он наверняка видел что-то мертвое - жука, цветок или домашнее животное. Один маленький мальчик четырех лет хладнокровно принял известие о том, что его отец ушел на небо. Через три месяца он был опечален, когда отец не пришел на его представление в детском саду. Мальчик решил, что нет никакой разницы между небесами и любым другим местом. Дети могут выражать неспособность понять смерть в таких комментариях как "Я знаю, что ты сказал мне, что мама не вернется, но я хочу позвонить ей по телефону." От пяти до десяти лет смерть видится как обратимая и временная, что ведет к своего рода желанию/представлению, заключающем в себе тайную веру ребенка, что другой не умер. Между пятью и девятью годами ребенок знает, что смерть есть, но не думает, что это может произойти с ним. После десяти лет у детей более реалистичное представление о смерти и ее необратимости. Реакции детей предподросткового возраста на утрату часто выглядят странными для взрослого, совсем не то, что мы ожидаем от убитого горем человека. Ребенок может проявлять более видимую печаль на смерть домашнего животного, чем на смерть члена семьи. Горе, вызванное смертью домашнего любимца больше поддается управлению, поэтому ребенок может позволить себе выразить его. Столкновение со смертью важного взрослого может быть слишком угрожающим, поэтому бессознательно ребенок отрицает ее и не проявляет признаков печали. Писатель-романист Брюс Даффи вспоминает, что его семья думала, что он ничего не чувствовал, когда потерял мать в одиннадцать лет, что у него только "дикое, отвратительное пристрастие хохотать в неподходящее для этого время."7) Казалось, что бессознательно он не мог выдержать печальных чувств, поэтому, не отдавая себе отчета, заменял их на смех. Происходит полная перемена аффекта (отрывок из книги Вамик Волкан, Элизабет Зинтл. Смерть в семье: как скорбят родители и дети) Список литературы: Вамик Волкан, Элизабет Зинтл. Работа горя: оценка взаимоотношений и освобождение Вамик Волкан, Элизабет Зинтл. Способы разрешения горя: Адаптация и психотерапия Эберхард Хааз. Ритуалы прощания: антропологические и психоаналитические аспекты работы с чувством утраты Если я есмь, значит, смерти нет; если же есть смерть, значит, нет меня. Мы с ней никогда не встретимся. Эпикур.Все заботятся не то том, правильно ли живут, а том, долго ли проживут; между тем жить правильно — это всем доступно, жить долго — никому. — Сенека
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность. О. Кант.Страх смерти хуже самой смерти. Публилий Сир.Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни. Л.Н. Толстой. |
|